УДК 553.04 Герман
Николаевич Шаров
Кандидат
геолого-минералогических наук, эксперт ГКЗ
Шаров Г.Н. О повышении эффективности управления геологической отраслью в условиях санкционного давления на экономику страны [Текст] // Недропользование XXI век. – 2022. – № 4. – С.10-11. О повышении эффективности управления геологической отраслью в условиях санкционного давления на экономику страныOn improving the efficiency of management of the geological industry in the context of sanctions pressure on the country's economy
В статье обосновывается необходимость возрождения Министерства Геологии России и его низовых подразделений с учётом выполнения функций не только управления всеми геологическими работами, кроме академических исследований, но и подготовки материалов ложащихся в основу Решений Правительства, Государственной Думы и Президента Российской Федерации. The article substantiates the need to revive the Ministry of Geology of Russia and its lower divisions, taking into account the functions of not only managing all geological works, except for academic research, but also preparing materials that form the basis of the decisions of the Government, the State Duma and the President of the Russian Federation.
Ключевые слова: Министерство геологии, минерально-сырьевые ресурсы, Государственные программы. Key words: Ministry of Geology, mineral resources, State programs.
Устойчивое развитие экономики страны в условиях санкций, как и в годы Великой Отечественной войны, зависит от эффективного и грамотного использования её минеральных ресурсов. Достаточно вспомнить какую роль в военное время сыграли открытие и быстрое введение в строй нефтяных месторождений Волго-Уральского региона, месторождения бокситов Красная Шапочка на Урале, угольных месторождений Кузбасса и др. К началу 90-х годов прошлого века Министерством геологии, совместно с Госпланом СССР, была создана система эффективного изучения недр страны, минеральные богатства которых составляли и составляют основу её экономического развития и безопасности. Выстроенная система обеспечивала планомерное раскрытие геологического потенциала всех регионов страны, результатом чего являлось создание перерабатывающей минеральное сырьё промышленности, формирование крупных центров промышленного производства. Развитие этого направление осуществлялось на основе ежегодно обновляющейся информации, поступающей от производственных подразделений: поисковых, съёмочных, геологоразведочных, тематических партий и экспедиций, входящих в территориальные или специализированные Производственно-геологические объединения. Они разрабатывали годовые и долгосрочные планы развития геологических исследований и воспроизводства минерально-сырьевой базы подведомственного региона с учётом потребности в сырье перерабатывающей промышленности как в данном регионе, так и в стране в целом. Эти работы проводились с участием и консультациями отраслевых и академических профильных институтов, крупных технологических лабораторных центров и другими структурами как в центре страны, так и на периферии. Территориальные программы годовых и долгосрочных исследований, докладывались, в первую очередь, в Управлении минеральных ресурсов в Министерстве геологии СССР. Далее, они рассматривались в отраслевых отделах Госплана СССР, где формировались Государственные планы развития Народного хозяйства. Таким образом, формировались планы развития геологических исследований и восполнения минерально-сырьевой базы страны по принципу «снизу – вверх». Эта система, в последующие годы была разрушена в процессе перехода к «рыночной экономике» и так называемой «оптимизации». В этот период в отечественной экономике возобладали тенденции замены минеральных ресурсов, которые выгоднее было не производить в стране, а закупать по низким ценам за рубежом, и наоборот, развивать в стране производство минеральных ресурсов, которые выгоднее стало производить и продавать за рубеж. Примерами могут быть: редкоземельные металлы, сокращение исследований и производства которых достигли катастрофически низкого уровня; титан, который в основном экспортировался при недостатке в собственном авиастроении; литий, добыча которого прекратилась в 1991 году и пр. В определённой мере, страна превратилась в «сырьевой придаток» экономик других стран. В этих условиях, управление геологическим изучением минерально-сырьевых ресурсов страны свелось к разработке директивных Государственных Программ. Под них и выделялись и финансовые ресурсы. Нужна ли была реорганизация действующей системы? На мой взгляд: нет. Но совершенствование, с учётом новых реалий и научно-технических достижений – да. В основе любых исследований, в том числе в области геологии, лежит информация. Снизилась её доступность в результате концентрации в укрупнённых территориальных фондах. С ослаблением и ликвидацией низовых производственных геологических организаций, были ликвидированы и низовые отраслевые фонды геологической информации, в том числе практически потеряна первичная документация геологоразведочных партий и многое другое. А этот бесценный фонд информации незаменим конечными отчётами. Фактическое использование информации в связи с почти полной ликвидацией государственных производственных геологических организаций в регионах (ПГО, экспедиций, геологоразведочных партий) сократилось. Сократились и возможность прохождения студентами производственных практик, пополнение геологоразведочного производства выпускниками ВУЗов. В значительной степени сократилась связь поколений в геологической отрасли. В основе эффективных Государственных Программ должен лежать глубокий анализ состояния мировой экономики в связи с использованием ею минерально-сырьевых ресурсов. Он должен опираться на мониторинг состояния таковой в мире, потребления полезных ископаемых в странах с передовой и развивающейся экономикой, с учётом возможности как удовлетворения потребностей собственной промышленности и сельского хозяйства, так и прибыльного экспорта, замещения импорта собственной продукцией. При отсутствии Госплана, такие исследования мог бы возглавить ВИЭМС. Поскольку, этот институт на сегодня практически ликвидирован, эту функцию, на взгляд автора, возможно поручить ГКЗ России, подчинённой непосредственно Правительству Российской Федерации. Выполнению этих исследований при его структуре могут способствовать и связи с многочисленными высококвалифицированными экспертами. Подобные исследования должны обобщаться Министерством геологии РФ и ложиться в основу Решений Правительства, Государственной Думы и Президента Российской Федерации. В первую очередь это касается важнейших для экономики страны полезных ископаемых: углеводородное сырьё, уголь, металлы, в том числе благородные, редкие и редкоземельные и др. Естественно, геологические структуры не вписываются в границы регионов. Сохранение специализированных научно - исследовательских организаций (институтов, лабораторий) остаётся крайне важным. Сейчас большинство из них влачит жалкое существование. Но задачей номер один является возвращение производственных геологических организаций в регионы, для проведения геологических разнонаправленных и разномасштабных исследований на конкретных территориях, геологических структурах и месторождениях. | ||